Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС Вы
когда-нибудь пробовали просидеть в социальной сети сутки? Четверти
наших соотечественников это удается: правда, их «результат» разбросан на
календарный месяц. Не верите? Пожалуйста, цифры. Попались в сети?
 У
89% россиян есть аккаунты в социальных сетях, о чем свидетельствуют
результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного
мнения по итогам 2012 года. Здесь сразу вспомним, что в городах у нас
живет 74% россиян. Значит, явление не сугубо городское. Идем дальше: 49%
владельцев аккаунтов проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% -
20 часов и более. Вот они, сутки сидения в сети. Американцы,
со своей страстью к исследованию всех и вся, изучили и нас, и
международный опыт. По подсчетам аналитиков comScore, житель России
попадается в сети, в среднем, на 9,6 часа в месяц - примерно по 19,2
минуты в день. С этим показателем в нелегком деле убивания времени нам
удалось выбиться на первое место в мире в 2011 году. Правда, в минувшем
2012-м наша страна утратила лидерство и выпустила вперед Аргентину и
Бразилию, упав до третьего места. Аргентинцы и бразильцы оказались
упорнее и, в прямом смысле, усидчивее нас: у них по 9,8 и 9,7 часов
ежемесячно соответственно. Аналитики comScore деликатно замечают, что
эти «достижения» связаны с менталитетными особенностями народов трех
стран. Якобы, мы – россияне, аргентинцы и бразильцы - наиболее
общительны. То есть дело вовсе не в тяге к безделию, а в редких
качествах души. Дальше места в десятке распределяются следующим образом:
после Аргентины, Бразилии и России идут Тайланд, Турция, Израиль,
Канада, Перу, Чили и Мексика. Когда
смотришь на эти рейтинги, в голову приходят, как минимум, два основных
аспекта проблемы: экономический – каков ущерб для экономики от того, что
в рабочее время мы виртуальны, и социальный – каков ущерб для каждого
из нас от того, что наша жизнь протекает в искусственном мире. Что едят тролли Вы
удивитесь, но у виртуальных забав есть вполне реальные цифры потерь.
Приведу американские данные, так как мы свои убытки не еще не посчитали.
Несмотря на то, что США не вошли в десятку самых активных по
посещаемости соцсетей, экономика страны, по подсчетам независимых
экспертов, ежегодно теряет около 650 млрд $. Эту цифру «делают» сидящие в
Интернете как таковом, пользователи соцсетей и жертвы разных мобильных
игрушек. Я уж не говорю о репутационном ущербе для компаний от
«уместных» и «остроумных» комментариев их сотрудников в соцсетях. В
России, кстати, подобные высказывания online тоже портят немало крови их
авторам – высокопоставленным, как правило. Вы
скажете, что у нас во многих крупных компаниях выход в соцсети закрыт.
Но ведь наш народ не проведешь: выпрыгивают в паутину через телефоны и
планшетники. Есть, конечно, железный аргумент «соцсети помогают
обмениваться контактами по работе». Но давайте будем честны сами с
собой… Если специфика работы – IT-специалистов, например - предполагает
поиск информации в соцсетях, об этом еще можно заикаться, но существуют
профессии, в которых это точно не нужно. Например, зачем соцсеть
бухгалтеру на рабочем месте? Существует, правда, компромисс: некоторые
работодатели оставляют открытыми сугубо профессиональные соцсети, а те
ресурсы, где мы самозабвенно лайкаем платьица и собачек, блокируют. Но,
оказывается, это тоже не всегда решение проблемы. Очень часто сотрудники
компании приходят в IT-отдел с тортом или пивом и просят открыть
доступ. Такая тактика иногда срабатывает, и фирма продолжает нести
убытки. Обидней всего, что собственно на
общение и обмен информацией в социальных сетях уходит не так много
времени, как на достаточно бессодержательные споры, зачастую переходящие
в обычное словоблудие. Интернет, по природе своей, явление
авторитарное, а в странах с прерванной культурной традицией - и подавно.
Стоит появиться неоднозначному мнению, как «стая единомышленников»
бросается рвать на части его носителя, используя аргументы в
традиционном русском стиле «сам дурак». Мне лично пространство Рунета
часто напоминает выжженное поле с пасущимися стадами троллей. Троллинг,
как вы помните, это вид оскорбительного поведения в сети с единственной
целью – вызвать у вас эмоцию. Негативную, конечно. Тролли бывают разные:
от примитивных до изысканных, но каждый свято соблюдает заповедь
«зацепи другого». Они с удовольствием едят наше время. Под колпаком
 Теперь
о вреде для нас самих. Сначала объективная сторона. Первое и уже сотни
раз повторенное – психологический портрет пользователя, который можно
нарисовать по его лайкам. Вывод принадлежит англичанам - специалистам
Microsoft Research Centre и Кембриджского Университета. Для хорошего
психолога наши виртуальные предпочтения – бесценный материал. «Наследив»
в соцсети, мы позволяем изучать себя с ног до головы. Кому, когда и для
чего пригодится эта информация, мы не знаем. Да если б дело было только
в лайках… Мы вообще очень беспечны, в отличие от нескольких предыдущих
поколений, понимавших суть девиза «Не болтай!» А ведь история имеет
свойство повторяться, особенно российская история. Но, конечно, каждый
решает сам, показывать ли всему миру скан только что полученной
мультивизы в какую-нибудь приличную страну или любоваться ею в кругу
семьи. Главное помнить, что в виртуальном пространстве существуют все те
же опасности, что и в обычной жизни: кража, ограбление, насилие. И они
достаточно легко перепрыгивают из сети в реальный мир. Теперь
о субъективном. Из недавно открытых губительных влияний соцсетей можно
вспомнить эксперимент ученых американского университета Юта Велли,
показавший, что радостные фотографии друзей в соцсетях портят настроение
пользователей, заставляя, думать, что они сами живут хуже. То есть
дистабилизируют состояние человека. Есть еще одно субъективное
обстоятельство, плавно перемещающееся в сферу деятельности
психотерапевтов – привыкание к виртуальной жизни. По данным российских
психиатров, около 15% пользователей соцсетей, при отсутствии доступа к
ним, испытывают синдром отмены. Причем, некоторые его проявления -
тревожность, раздражительность - схожи с картиной, наблюдаемой при
отмене приема психоактивных веществ. Синдром беспокойных рук Начиналось
все еще до появления соцсетей, на заре общедоступного Интернета.
Понятие «интернет-зависимость» было открыто в 1995 году. Оно означает
навязчивое желание пользоваться Всемирной паутиной и болезненную
неспособность от нее отключиться. По разным данным, интернет-зависимы в
мире около 10% пользователей. Есть страны, в которых проблема признана. В
Китае, признавшем ее в 2008-м, работает клиника, где лечат, в том
числе, электрошоком. У нас статус интернет-зависимости как психического
расстройства формально не установлен, однако психотерапевты достаточно
часто имеют дело с такими пациентами. А соответственно, существует масса
медицинских исследований. Интернет-зависимость
условно делят на 6 основных типов: веб-сёрфинг – бесцельное блуждание в
поисках чего-нибудь; виртуальное общение – соцсети, чаты; игровая
зависимость – компьютерные игры; финансовая зависимость – покупки в
Интернете, в том числе, ненужные; пристрастие к просмотру фильмов
online; и, наконец, киберсексуальная зависимость. Веб-сёрферов
в России, по данным психотерапевта Александра Макарова, порядка 20% от
всех имеющих доступ к соцсетям, то есть каждый пятый. Александр не
первый год занимается снятием с интернет-иглы жителей больших городов.
Он выделяет целый ряд признаков, наводящих на мысль о зависимости:
«Первый тревожный сигнал должен прозвучать, когда человек начинает реже
переодеваться offline, то есть в жизни, но чаще меняет аватар у себя на
страничке. Кстати, Россия лидер по частоте смены аватаров. Также важно
обратить внимание на общение. Я, например, видел в Новосибирске, как
компания москвичей общалась между собой и у всех были гаджеты. Двое
умудрялись даже твитты друг-другу отправлять из-за одного стола. Третий
признак - людям не о чем поговорить и они уходят в свои телефоны, сидя
рядом, но не общаясь друг с другом. И это, кстати, уже вошло в
молодежную субкультуру. То, что 30-летние могут воспринять как обиду –
«ты выбираешь не меня, а телефон» - для 20-летних комфортно». Существуют
и другие признаки зависимости от соцсетей. Например, собираясь на
отдых, вы обязательно узнаете, есть ли wi-fi в отеле. Вы фотографируете
себя всегда и везде, даже вынося мусор, лишь бы добавить снимок в альбом
на своей страничке. Вы постоянно проверяете, не прислал ли вам
кто-нибудь сообщение, хотя точно знаете, что ящик пуст. В большей
степени, это беда мегаполисов с быстрым Интернетом, считают специалисты.
Там же, где доступ в сеть дороже и скорость ниже, жизнь еще не успела
столь разительно измениться. Из сети в петлю?
 Самый
главный враг зависимого – уход от реальности: его жизнь перемещается в
телефон, в планшет, в ноутбук, теряя твердую почву живого общения.
Психически неустойчивых людей ненормированное пребывание в паутине
вполне может привести к обострению или же к мыслям о суициде. По
международной статистике, ежегодно около 100 человек в мире кончает
жизнь самоубийством вследствие общения в соцсетях. Вспомним, что по
данным Всемирной организации здравоохранения каждый год сводят счеты с
жизнью около 1 миллиона человек. Получается, что сети «сжирают» 10% из
них. Впрочем, и абсолютно здоровый человек тоже рискует, бездумно
окунаясь в виртуальный мир. «На
психологию это влияет как впрямую, так и опосредованно, - считает
Александр Макаров. - Мы же должны это время откуда-то извлечь. Если у
вас есть семья, то несложно догадаться, откуда вы его возьмете.
Естественно, семья и работа страдают в первую очередь: у человека
начинаются проблемы. Страдает мышление, потому что человек, находящийся в
виртуальном мире, теряет связь с так называемой «реальностью offline». Я
это иногда называю визуальной медитацией: человек вроде бы что-то
делает, но, на самом деле, нет. Поведение людей на улице тоже меняется:
нередко можно наблюдать такую картину: два человека дерутся, а еще два
это снимают. Или произошла авария, и люди первым делом вынимают
телефоны». Здесь уместно вспомнить
случай, который обсуждался в СМИ: жительница Сербии Снежана Павлович
попала в психиатрическую больницу с серьезными проблемами после того,
как ее пост в Facebook не привлек внимания сетевых друзей. Медики
окрестили это расстройство «синдромом Снежаны». На профессиональном
языке диагноз звучит как «неудовлетворенность социальной потребности
индивидуума в современном мире». Выход
есть, полагают специалисты. Универсальный совет – заменить одну
зависимость другой: «подсесть» на здоровый образ жизни, путешествия,
прикладное творчество и т.д. Есть меры «точечные»: уехать в отпуск на
2-4 недели без компьютера туда, где нет Интернета. Если такой
возможности нет, можно удалять по одной социальной сети раз в неделю,
заменяя ее новостными ресурсами, советует Александр Макаров. Если же и
это не поможет, стоит подумать о курсе социально-психологической
реабилитации или групповой психотерапии. Смело обращайтесь к психологу –
проблема известная, вас поймут и помогут. Самостоятельно или с помощью
врача очень важно ответить на ключевой вопрос: что для вас заменили
соцсети? В чем ваша «неудовлетворенность социальной потребности»? Ведь
зависимость – это всегда компенсация чего-либо. Успех очень часто скрыт в
честном ответе. Источник
Зоя Милославская - журналист, теле-радиоведущая
|