Несколько
лет назад Internet Explorer был безусловным лидером среди браузеров. Но
сейчас IE теряет свои позиции. Кто наступает ему на пятки и что будет
дальше?
Согласно опубликованному компанией Net Applications
отчету, мировая доля Internet Explorer упала ниже 60%. Хотя еще в 2004
году, по разным оценкам, составляла около 95%.
IE – хороший
пример того, как не стоит почивать на лаврах и расслабляться. Выпустив в
2001 году безусловно хороший для того времени браузер, Microsoft
фактически бросили разработку на несколько лет. Тем временем, на рынке
появился Firefox, который стал довольно быстро (по паре процентов в
квартал) отвоёвывать долю у IE. Ведь в сравнении с IE, Firefox был
быстрее, удобнее, инновационнее. IE 7 и IE 8 практически не изменили
ситуацию – да и не было смысла менять привычный инструмент К тому же
судебные решения в Европе, приведшие к исключению IE из Windows, явно
пошли во вред.
Да и в сравнении с конкурентами IE не всегда
выглядел с лучшей стороны. В упрек IE ставят медлительность в работе,
плохую поддержку новых технологий и web-стандартов, отсутствие привычных
для пользователей конкурентных браузеров «фишек».
На критику
Microsoft собирается ответить, выпустив в 2011 году 9 версию браузера.
Ключевые моменты IE9 – скорость работы и поддержка web-стандартов. Для
отображения сайтов будет использоваться аппаратное ускорение с помощью
видеокарты, а поддержка web-стандартов позволит разработчикам сайтов
смело использовать новые технологии, единые для всех браузеров.
Но
не только IE и Firefox конкурируют на рынке браузеров. Менее чем за
полтора года стремительно выросла доля Google Chrome, и сейчас она
составляет в среднем 8%. Чем же Chrome так привлек пользователей?
Поначалу
казалось, что Chrome – очередной «долгострой» от Google, который будет
неспешно обновляться и обрастать функционалом, которого в первой версии
явно не хватало. Но оказалось, что Chrome не такой, как все. Компактный
интерфейс, упор на скорость работы и безопасность, поддержка
веб-стандартов и быстрое развитие привели к тому, что Chrome оказался
«браузером, которого не хватало». Не хватало тем, кто уже разочаровался в
IE, подыскивал замену Firefox ну и не знал про Opera.
Кстати, об
Opera. Интересно, что в России доля Opera составляет около 25% и
примерно равна доле Firefox. При том, что в остальном мире Opera
занимает около 2%! В чем же причина?
Думаю, что в России для
многих браузер — это не только (и не столько) бесплатный инструмент для
работы в сети. Браузер — возможность выразить индивидуальность, заявить о
статусе и подчеркнуть авторитет. Кстати, отсюда и «священные войны»,
возникающие при обсуждении браузеров. Когда-то Opera была платной и как
все немного запретное, вызвала интерес у «гиков». Затем «гики» стали
нести «свет в массы», пользователи начали к ним прислушиваться — и вот
результат. Спорить о достоинствах и недостатках – дело неблагодарное.
Отмечу лишь, что даже суровые адепты »своего» браузера иногда меняют
выбор. Особенно, если новые версии перестают оправдывать ожидания.
Еще
один немаловажный вопрос – зачем развязывать войны браузеров? Что дает
браузер собственно разработчикам? Ответ простой – деньги. И если
когда-то Netscape (прародитель Firefox) и Opera были платными, то теперь
их создатели неплохо зарабатывают на отчислениях с рекламы в
результатах поиска. Например, в 2008 году Mozilla Foundation and
Corporation заработали на Firefox более 78 млн. долларов, 71 из которых
принесла Google.
Браузеры будут продолжать развиваться в
сторону ускорения своей работы. «Тяжелые» сайты социальных сетей,
«приложения в браузере» с «навороченными» интерфейсами, широкие
мультимедийные возможности, заложенные в новых стандартах, требуют от
браузеров высокой производительности.
Разработчики будут
стараться поддерживать веб-стандарты. Если пользователь не увидит
какую-то новомодную «плюшку» в своем браузере, он легко сможет выбрать
другой.
Вероятно, в web вернется 3D, но в новом качестве. Тем
более, что поддержка 3D-технологии WebGL уже реализована в тестовых
версиях Firefox и Chrome. Еще не «Аватар», но Quake реален. Причем 3D в
браузере можно будет увидеть и на экране мобильных телефонов.
Доля
IE будет снижаться, хотя я думаю, она никогда не упадет ниже доли
конкурентов. К моменту выхода IE9 конкуренты тоже успеют продвинуться
дальше, так что скорее IE будет бороться с предыдущими версиями.
Будет
расти Chrome. Google довел его до состояния полноценного браузера и,
более того, собирается использовать в качестве основного компонента
своей операционной системы. Также стоит ожидать массовой рекламной
кампании Chrome. Причем отъедать Chrome будет от всех конкурентов сразу.
Доля в 20% в мире – вполне реальна. Особенно если по-умолчанию Chrome
будет ориентирован не только на Web, но и на социальные сети, например,
Facebook.
В России, как я уже говорил, сильна «кастовость». К
тому же Chrome из-за своей изначальной ориентированности на Google не
слишком приспособлен для промо на порталах Mail.Ru и Yandex, имеющих
свой поиск. Если Chrome добавит «социальности» и будет выгоден
«Одноклассникам» или «ВКонтакте», то можно ожидать появления
«специальных» версий или рекламы на проектах.
Оpera в мире будет
продолжать расти на десятые доли процента, но большого скачка ожидать не
стоит. Хотя и известно, что «уши» Opera и торчат из дела «Европейское
сообщество против Internet Explorer», значительного результата это не
дало. В России доля будет незначительно снижаться: отсутствие
расширений, более динамичное развитие конкурентов может повлиять на
«ортодоксов» Opera, которые уже высказывали недовольство 10-й версией.
Firefox очевидно сохранит свою долю. Отнимая немного у IE и отдавая Chrome, будет держаться на уровне 25-27%.
Для
мобильных версий, конечно, все будет определяться производителями
телефонов. Opera Mini сохранит свои позиции еще какое-то время. Но вот
вопрос – какие браузеры мы увидим в планшетных ПК, таблетках,
смартфонах? Mozilla пока не слишком торопится, зато браузерный движок
WebKit вовсю доминирует на iPhone и Nokia.
|